ТЕНДЕНЦИИ В УПАКОВКЕ: АМЕРИКАНСКИЙ ПОДХОД
21.04.2017
По оценкам Ассоциации гибкой упаковки США (FPA) на первом месте по объемам потребления находятся страны Азии и Тихоокеанский регион (40 % доля рынка гибкой упаковки), при этом по потреблению гибкой упаковки на душу населения эти страны на предпоследнем месте (8 USD, тогда как у Северной Америки максимальное значение – 44 USD). Таким образом, до 2020 года рост сегмента гибкой упаковки будет происходить за счет Индии, Китая, а также Латинской Америки и Северной Африки. При этом в сегменте «Гибкая упаковка» самым быстрорастущим сегментом до 2020 года будут являться «Устойчивые пакеты» (Stand-up pouch). По прогнозам «Устойчивые пакеты» будут прирастать на 7-9% ежегодно до 2020 года. Тогда как весь сегмент «Гибкая упаковка» будет расти на 4-5% ежегодно до 2020 года. В сегменте «Устойчивые пакеты» одним из динамично развивающихся подсегментов являются пакеты для жидкостей – вода, безалкогольные/алкогольные напитки и технические жидкости и также как и в гибкой упаковке в целом, рынок Азии и Тихоокенского региона является самым быстрорастущим, в основном за счет Китая.
В Северной Америке гибкая упаковка занимает 19% (второе место) от общего объема рынка упаковки. В России гибкая упаковка также находится на втором месте и по оценкам российских экспертов занимает примерно 21%. На первом месте и в мире, и в России находится картон. Темпы прироста гибкой упаковки в США за 2015-2016 гг. находятся на уровне 3%. В кризисные годы 2008-2009 отрасль демонстрировала отрицательные темпы. В среднем последние 16 лет отрасль прирастала на уровне 3%. Темпы ниже, чем в России за аналогичный период, к примеру, в 2015 +7,5%, 2016 +5%, прогноз на 2017 примерно такой же, как в США, +3%.
Распределение по типам печати, которое представила Ассоциации гибкой упаковки: 67% - флексопечать, 31% глубокая печать, на офсет приходится порядка 1,5% и доля цифровой печати значительно меньше 1%.
Пятерка производителей поставляет почти 40% всей потребляемой упаковки в Северной Америке: Bemis, Sealed-Air, SigmaPlasticsGroup, Coveris, Berry Plastics Corporation. При этом количество производителей гибкой упаковки сокращается. Не увеличивается и количество печатных мощностей, но увеличивается производительность оборудования, растет загрузка мощностей, как за счет автоматизации, так и за счет оптимизации.
Незначительная часть гибкой упаковки экспортируется в соседние страны – 5,6%, а 12% ввозится из других стран, основной импортер – Китай, который занимает 42% в общем объеме ввозимой упаковки.
Американские эксперты отмечают следующие драйверы развития гибкой упаковки:
- здоровый образ жизни
- забота о количестве выбрасываемых продуктов (food waste)
- эко-упаковка
- развитие формата электронной торговли
- усиление законодательства (в основном по параметрам миграции)
И основываясь на вышеперечисленных тенденциях, Ассоциация гибкой упаковки США выделяет основные направления развития сегмента гибкой упаковки:
- снижение толщины используемых пленок и ламинатов, с сохранением барьерных свойств
- дальнейшее развитие высокобарьерных пленок, в том числе «clear barrier films» - прозрачных пленок с барьерными покрытиями (AlOx, SiOx).
- увеличение количества функциональной упаковки в различных сегментах
- использование PLA-пленок, работа над повышением их барьерных свойств.
- постепенное внедрение биоразлагамых пленок, пленок на основе биополимеров, однако, по мнению американских ученых эти тенденции проявят себя только в долгосрочной перспективе.