ДИЗАЙН УПАКОВКИ – ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР ПОКУПАТЕЛЕЙ
21.04.2017
Если говорить об эффективном дизайне, то влияние его на потребителя можно кратко сформулировать так: Успех дизайна упаковки зависит от того, насколько он способен передать сложную идею продукта людям. Упаковка упорядочивает отношения потребителя с товаром, формируя и направляя выбор.
В своей книге «Всё об упаковке» Томас Хайн, виднейший теоретик и практик в области дизайна и маркетинга упаковки, писал: «Хаос, некоторая первозданность царит на рынке, всему этому нет места в упорядоченности, гармонии, продуманности супермаркета… Упаковка – это связующее звено между производством и потреблением, она соединяет промышленность с человеческой мечтой».
Супермаркеты и гипермаркеты сегодня все более и более завоевывают сферу торговли в нашей стране. Их формирование состоялось в Америке значительно раньше, а основные принципы торговли самообслуживания были придуманы и внедрены в торговлю Фрэнком Вулвотром уже в конце 19 века. Именно в магазинах Вулворта впервые была использована открытая выкладка товара на полках, а покупателей с выбранным товаром обслуживали кассиры при выходе из торгового зала. Принципы торговли Френка Вулворта работают и до сих пор. Идеи Вулворта («5-центового короля», как прозвали его американцы) подхватил американец Каллен, открывший первый супермаркет в 1930 году в помещении бывшего гаража, рядом с которым он организовал бесплатную парковку для покупателей. А следующий прорыв в системе торговли самообслуживания произошел благодаря Сильвану Голдману, - именно он в 1937 году придумал и использовал в своем магазине в Оклахоме металлическую тележку на колесиках вместо ручной корзинки.
С развитием системы самообслуживания упаковка заменила продавца. Произошло то, что без преувеличения можно назвать - Упаковочная революция.
После второй мировой войны в США из-за нехватки продовольственных товаров полки супермаркетов стали заполнять предметы гигиены, косметики, хозяйственные принадлежности и это новшество также вошло в практику торговли самообслуживания.
Сегодня, привычные для нас форматы торговли, это супермаркеты и гипермаркеты. Их основные отличия состоят в размерах, количестве товаров и ассортименте. Площадь супермаркетов от 2 до 4 тысяч м2, количество наименований товаров – до 25 тысяч; площадь гипермаркетов свыше 5 тысяч м2, количество наименований товаров от 75 до 250 тысяч, непищевая продукция составляет до 35—50 % общего ассортимента.
Покупатель, пришедший в магазин такого формата, проводит в нем в среднем около получаса (30 минут = 1800 секунд), за это время в визуальный диалог с ним вступает до 10 тысяч упаковок. И тогда простой расчет показывает нам, что время воздействия на покупателя одной упаковки составляет доли секунды, то есть время, равное вспышке молнии.
Великий мыслитель древности Аристотель считал, что: «Нет ничего в разуме человека, чего ранее не было бы в его чувствах». И в современной интерпретации, применительно к торговле, практически о том же самом говорит Дэвид Огилви: «Вы не можете принудить людей покупать ваш товар – вы можете лишь заинтересовать их в покупке этого товара». И в таком контексте эмоцию можно расценивать как способ мгновенного восприятия людьми информации. А упаковка, как никакая другая область дизайна, более всего управляет эмоциями. В то короткое время, которое отведено упаковке для диалога с покупателем, она воздействует на наши чувства, инициируя нас к принятию решения.
На конференции, проходившей в 2012 году на выставке Emballage в Париже, Жан-Кристоф Булар, исполнительный директор Государственного института дизайна упаковки (Франция), отметил следующие важные тенденции:
- дизайн является важнейшим инструментом коммуникации с потребителем
- упаковка является главным средством продвижения товара
- продуманный дизайн стимулирует воображение потребителей
- дизайн – язык индустрии
- компании воспринимают дизайн как инвестиции, а не как затраты
Поэтому создание дизайнов, которые позволяют правильно инвестировать в упаковку при максимальной эффективности современной флексопечатной техники и точном использовании свойств материалов для печати, является крайне важной задачей.